?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Официально днём освобождения Дании от нацистов считается 5-е мая 1945 года. Однако остров Борнхольм был освобождён Красной армией позже этой даты, а именно 9-го мая. В этом посте покажу следы тех событий, которые я смог найти в ходе своей недавней поездки на остров.




1. 9-го апреля 1940-го года немцы оккупировали Борнхольм. Из-за удобного расположения здесь разместили радары для наблюдения за Балтикой. Также были планы постройки бункеров. На фото немецкое обмундирование в музее Борнхольма.


2. На датских сайтах ничего значимого про немецкую оккупацию не написано. После 1940-го года сразу перемещаются в 1945, что указывает на то, что пока мир тонул в крови, тут тихо и спокойно жили. По сути, они могли бы так дотянуть до самого конца войны. Но к маю 1945 года Борнхольм уже оказался в тылу Красной армии. Кроме того,  остров использовался для массовой эвакуации фашистов и населения с Восточной Пруссии, Либавы (Лиепайи) и Данцига (Гданьска).


3. 7-8 мая советской авиацией были нанесены бомбовые удары по главным портам острова Ронне и Нексо, в которых находились корабли противника. В результате, около 800 домов были разрушены и около 3000 повреждены. Это фото в музее Борнхольма демонстрирует последствия удара, в результате которого погибли до 10 мирных жителей.


4. Бомбардировка 8-го мая отражена на главной площади Ронне в виде фрагмента кладки разрушенного здания.


5. Еще около главной церкви нашёл вот такую гравюру.


6. Даже после бомбардировки немцы отказались капитулировать и продолжали эвакуацию. Утром 9-го мая на остров высадился советский десант численностью около 100 человек. Вскоре прибыл немецкий офицер и потребовал покинуть остров, иначе десант будет уничтожен (на острове находился немецкий гарнизон, численностью около 12 000 человек). Однако наши пригрозили повторить бомбардировку в течение 2-х часов, если немцы не капитулируют. Немцы немного подумали и капитулировали.


7.


8. Советские войска находились на острове до 5-го апреля 1946-го года.  Также Советский Союз "попросил" датчан не размещать на острове никаких других войск, кроме, собственно датских.


9. Мемориал советским воинам в Аллинге.


10.


11. Уже после немецкой капитуляции на острове погибло 30 советских солдат. Большинство потерь не боевые: отравление спиртом и кораблекрушение вблизи порта. Информацию о причинах гибели взял здесь.


12. Недалеко от маяка Хаммерен, что на севере острова, нашёл могилу сл. лейтенанта Ерастова Н.Е.


13. Ст. лейтенант умер 22-го мая 1945 года от сердечного приступа. Вот так, как-то банально и нелепо. Дожил человек до победы и умер на чужбине через две недели...

Как видите, датчане не убрали этот импровизированный обелиск и мемориал в Аллинге содержится в чистоте, за что им спасибо.

Posts from This Journal by “Дания” Tag

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
o_l_g_a_r_i
May. 9th, 2017 12:54 pm (UTC)
Да, понятно что датчане после войны быстро перекинулись на сторону Англии и теперь тоже по другую сторону окопа - кому приятна оккупация... Я слышу только негативные рассказы датчан о том времени (о советской, а не германской оккупации)...
ebelyaev
May. 9th, 2017 02:32 pm (UTC)
По нацистскому расовому учению датчан считали почти что арийцами, поэтому их города с лица земли не стирали и людей в концлагеря не сгоняли. При этом часть датчан вполне себе участвовала в ВОВ на стороне фашистов (например, в подразделении СС "Викинг", куда был добровольный набор). Среди миллионов погибших никто особо не считал, сколько убили на Восточном фронте конкретно датчане. Но что-то мне подсказывает, что больше 10 человек. Так что если что-то слышите негативное про советскую оккупацию, то не забывайте напоминать про оккупацию датскую, чтобы не расслаблялись:)))
o_l_g_a_r_i
May. 9th, 2017 04:06 pm (UTC)
Да, я прекрасно знаю что некоторые датчане воевали на стороне нацистов (я бы все-таки не называла немцев фашистами, итальянцы не такие уж и плохие были))), но это были отдельные люди, а не государство. Так же как и некоторые русские воевали на стороне нацистов, но это ведь не было официальной политикой СССР?))).
Датчане в большинстве своем не любят немцев до сих пор - вроде они не сильно им насолили, но осадочек остался. Потому что никто не любит быть оккупированным, и не важно сколько людей при этом было убито - мне кажется как раз от союзников в итоге было больше всего жертв (от английских бомбардировок), но их никто и не винит.
Что касается датского "расслабления", то им особо и не дают))), особенно здешние "культуро-радикалы" - они даже специально выдумывают разные небылицы, чтобы народ постфактумом совестью мучался - хороший пример это фильм про разминирование побережья в послевоенный период. В фильме показана полная фигня, там ничего не соответствует истории... Я как раз считаю, что нет смысла мусолить прошлое, хорошее оно было или нет. Было и было... Прошло. Я вот совсем не страдаю от того, что родом из СССР, ха-ха, я ведь при Сталине в Гулаге не работала))). Хотя стойкую неприязнь ко всему "левому" выработала еще в молодости, я даже в комсомоле не была, единственная в классе, хотя и очень хорошо училась. Теперь вот, как результат, голосую за крайне правых. Ну, насколько здешних правых можно назвать таковыми)))... Я бы выбрала Ле Пен, Альтернатив фюр Дойчланд или партию Вилдерса, но увы, увы(((... Таких здесь пока нет(((...
ebelyaev
May. 9th, 2017 04:49 pm (UTC)
Это была именно официальная датская политика. Местная социал-демократическая партия не была смещена от власти когда пришли немцы, и именно датские соцдемократы организовывали сбор подразделений для Восточного фронта. Если кратко, то цифры такие. К началу 1942 года в добровольческом корпусе 'Денмарк' было 1164 человека. Корпус был переброшен в Демянский котёл (под Новгородом). По итогам корпус понёс тяжёлые потери, но вскоре к ним поступило новое пополнение – еще 1100 добровольцев. В 1943-м году, датчане сражались под Великими Луками, в плен наши взяли 427 человек. Всего на Восточном фроне погибло около 4000 человек, при этом датское сопротивление потеряло около 1000. Красноречивые цифры.

Источник по цифрам: Википедия и вот этот обзор об участи скандинавских добровольцев на Восточном фронте (https://oper.ru/video/view.php?t=1910).
o_l_g_a_r_i
May. 9th, 2017 05:28 pm (UTC)
Я это знаю. Но страна все-же открыто не воевала.
ebelyaev
May. 10th, 2017 03:23 pm (UTC)
Как это открыто не воевала? Вот просто список фактов из той же Википедии:
1) "25 ноября 1940 года датское правительство подписало Антикоминтерновский пакт."
2) "25 июня 1941 года разорвало дипломатические отношения с СССР."
3) "11 декабря 1941 на датских заводах началось производство продукции для вооруженных сил Германии." Тут очевидно, что вся Датская промышленность и банки работали на нацистов.
4) "Добровольческий корпус «Дания» официально был взят на довольствие датским правительством".
5) "За вступившими в корпус офицерами датской армии при переводе в Ваффен СС официальным постановлением датского министерства обороны были сохранены те звания, которые они носили в Дании (а годы службы в составе Ваффен СС было обещано засчитывать наравне с годами службы в датской армии, что имело немаловажное значение в плане выслуги лет и начисления пенсии)."

Все перечисленные факты были одобрены коалиционным правительством Дании задолго до того, как его разогнали в 1943-м году.
o_l_g_a_r_i
May. 10th, 2017 04:35 pm (UTC)
Не воевала...
Правительство не разогнали...

Не знаю что это за "факты" из Википедии. Им не всегда можно верить)))...
Официально Дания соблюдала суверенитет и даже нейтралитет практически всю оккупацию. А неофициально там все довольно запутано. Германия вторглась в Данию не объявляя войну, а под предлогом "защиты" Даниии от нападения Англии, ха-ха... Кто в это поверил, но официально звучало так. И потом в Дании как-бы сосуществовали два правительства, которые обращались друг к другу по всем вопросам. Через министров внешних дел.
Можно по разному относиться в патриотизму и жертвенности (особенно если политики жертвуют не собой, а своим народом), но мое мнение в этом вопросе - молодцы датские политики! Им удалось много того, чего не удалось другим оккупированным европейским странам. Во-первых хотя бы внешне сохранить суверенитет(и парламент работал, и полиция была своя и даже армия!). Во-вторых удержать своих нацистов от власти (были и свои приверженцы нацизма, как и везде) - ни во Франции, ни в Бельгии, ни в Нидердандах с Норвегией этого не удалось. В-третьих сохранить жизнь своему населению!!! Это самое главное, имхо. Потери были, но микроскопические.
Ради этого правительству приходилось идти на компромиссы. И все эти "разрешения" для добровольцев (это надо подчеркнуть!!!) идти воевать на стороне Германии, и продажа товаров Германии (а что было бы лучше если бы датские рабочие загнулись без дохода?) и разрывы дипломатических отношений - все это было "меньшим злом", которое было неизбежным. Кстати, датские коммунисты очень обиделись на советских когда Сталин стал заигрывать с Гитлером и подписал пакт о ненападении. Так что большой симпатии к СССР даже со стороны датских коммунистов тогда уже не было. И нападение на Финляндию тоже не помогло в этом вопросе.

Что касается разгона правительства, то оно отстранилось само, когда немцы стали заставлять датских политиков разбираться с движением сопротивления. Своими руками никто никого убивать не хотел. Хотя по сути все так же и осталось после ухода правительства - это было скорее "показательным выступлением".
ebelyaev
May. 9th, 2017 04:59 pm (UTC)
Итальянская армия активно участвовала в Сталинградской битве, в которой погибло 44 тыс. их солдат и еще 50 тыс. попала в плен. Всего в 8й итальянской армии было 200 тыс. солдат. Огромные цифры и огромные потери для нашей страны! И это только один эпизод. Ничего хорошего в итальянцах не вижу.

Власов предатель, которого повесили. Но это другая тема. К сожалению, история очень сильно влияет на наше настоящее. Приходится периодически мусолить:)))
o_l_g_a_r_i
May. 9th, 2017 05:56 pm (UTC)
Про итальянцев не согласна.
Довольно много литературы сохранилось, где явно видно, что солдаты не знали на что они идут, тогда многое скрывали. И они вообще не умеют воевать. Готовить умеют))), одежду делать умеют))), а воевать - нет. Я училась здесь в университете на итальянском факультете и в курсе как фашизм развивался в Италии - очень похож на нашу компартию, одна их организация Балила чего стоит - просто октябрята в чистом виде))). Но при этом люди часто вступали в фашисткую партию из-за разных привилегий - это были по сути первые профсоюзы у них - оплата больничного, отпуска, компенсации за потерю кормильца. А кто-то шел потому что был против коммунистов. Я бы лично тоже выбрала фашистов, если нужно было бы выбирать. Наши коммуняки были не в разы, а на порядки более жестокими и бесчеловечными, и по отношению к своим гражданам тоже(((. У наших счет идет на миллионы, так что фашисты по сравнению с нашей КПСС просто зайки...
И, кстати, изначально в фашисткой партии было довольно много евреев, только когда Муссолини стал с Гитлером сотрудничать их начали преследовать, да и то старались спасать как могли.

То, что история влияет на настоящее я согласна. Но все эти, модные сейчас, покаяния за предков, уже вызывают рвоту. Осталось еще прощения попросить у негров с карибских островов(((...
ebelyaev
May. 10th, 2017 03:42 pm (UTC)
Мне в принципе без разницы, что за строй у них там был внутри государства. Факт в том, что огромная орда итальянцев припёрлась с оружием в нашу страну и стала убивать наших солдат и мирных жителей. Тот факт, что они оказались неприспособлены к военным действиям в условиях зимы их нисколько не оправдывает. При этом нужно понимать, что если бы нацисты и фашисты выиграли войну, то эти няшные зайки-итальянцы заселили бы территории бывшей Югославии и юга СССР. А мы бы даже не родились, поскольку по плану Ост, нас вообще быть не должно.

Насчет миллионов жертв КПСС таких фактов просто нет. Число умерших в ГУЛАГе с 1930-1956 годы равно 1 606 748 человек (Википедия), причем большая часть смертности приходится на годы войны, и в эту цифру еще входят те, кто и так бы умер по естественным причинам. НКВД за 1921-1954 приговорено к высшей мере 642 980 чел (Википедия). Это много, но это не миллионы. Напомню, что только одних евреев нацисты убили 6 миллионов.

Ну да, рабский труд в Дании тоже использовался, почему бы и не попросить прощения.


o_l_g_a_r_i
May. 10th, 2017 04:56 pm (UTC)
А я и не оспариваю, что СССР нечего было терять - или - или... Немцы не в белых перчатках шли на Россию - а убивать всех и вся. И если бы не геройство наших предков, то да, не факт что кто-то бы остался в живых(((...

С КПСС у меня свои счеты и я не считаю их лучше нацистов по многим вопросам, т.к. есть пострадавшие в семье(((... И если не впечатляет цифра погибших в Гулаге, то я не знаю что даже сказать. Хотя мой родственник погиб не в Гулаге, как и многие другие - кто их подсчитывал?...

То что творили нацисты с евреями (циганами, славянами и т.д.) я тоже не оправдываю ни с какой стороны! Но немцы в течении очень долгого времени за это просят извинения и выплачивают разные компенсации. Просто я считаю что время сейчас уже не то, тех людей уже практически нет в живых, и эта их немецкая жертвенность приводит к тому что Европа может ввязаться в новую войну, на этот раз с мусульманами. Пора уже поставить точку.

Про рабский труд не все так просто. Если бы на карибские острова не закупали рабов на рынках Африки, то их бы продали другим - обычно в Османскую империю, где их в свою очередь кастрировали (что в ближайшем будущем грозит и европейцам если не одумаются!), а от кастрации выживали только 10-13%, а от "переплыва" через океан на Карибы умирало не больше тех же 10-13%. То есть все наоборот. Так что не так все и страшно было. Тем кого переправляли через океан везло даже в какой-то степени... И потом - в те годы обычные бедняки в Дании имели условия не лучше рабов. В работорговле и управдению имений на Карибах участвовало совсем мало датчан, чаще для этого нанимались другие европейцы. Да и освободили датчане рабов одними из первых.
Да и острова уже много-много лет не принадлежат датчанам...
А зачем думаете им, современным жителям Сант Томаса или Санта Круса, это извинение? Они им и даром не нужно. Им нужна компенсация... Я, кстати, была на островах и мы там много разговаривали с людьми - они очень тепло к датчанам относятся. Лучше чем к американцам))).
ebelyaev
May. 10th, 2017 07:56 pm (UTC)
Вижу, что по итальянцам возражений нет. Не зря значит долбил по клавишам:)

Про кастрацию не знал. Надо будет почитать на эту тему.
o_l_g_a_r_i
May. 10th, 2017 08:32 pm (UTC)
Не знаю, не знаю)))... Я очень люблю Италию. И знакомых много (из универа). Попробую найти линк на одну очень хорошую книгу на эту тему - автор вроде бы на Нобелескую номинировался.

Про кастрвацию больно писать, тема тяжелая, но надеюсь Вы в курсе, что тех, кого держали террористы в Париже в концертном зале - тоже многие были кастрированы? Они обычно это делают до убийства. Мусульмане. В прессе редко такое появляется - западные масс-медия берегут наши нервы.. Или промывают мозги. Не знаю только зачем. Но в интрнете полно информации по этой теме.
ebelyaev
May. 10th, 2017 09:34 pm (UTC)
Да я тоже люблю итальянцев и также много знакомых из универов. Но то, какие они няшки сейчас (немцы туда же) это в том числе результат ВОВ.

Про кастрацию я не в курсе и да, эта тема неприятная для восприятия, особенно мужчине:)) Я не слышал насчет кастрации террористов. Насколько я знаю, после этой процедуры в рай нельзя попасть. Но это нужно проконсультироваться у специалиста по этому вопросу.
o_l_g_a_r_i
May. 10th, 2017 09:58 pm (UTC)
"насчет кастрации террористов" - не..., себя они не кастрируют, они жертв кастрируют. Перед тем как убить...

Про немцев-няшек не согласна. Мне кажется что они и сейчас ого-го - запросто могут чертвертый рейх организовать. И другим европейцам мало не покажется. А итальянцы балаболки... И всегда такими были. Они и сами это знают))). Вторая мировая не единственная война где они участвовали. Не вояки они. Кто угодно, но не вояки... Хорошо это или плохо - другой вопрос. Но бездушно убивать людей как это делали немцы в концлагерях итальянцы в массе своей точно бы не смогли.
ebelyaev
May. 11th, 2017 10:05 pm (UTC)
Это я уже под вечер читал одно, а прочитал другое. Звучит ужасно.

( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars