
Чтобы понять важность этого объекта, достаточно взглянуть на военно-политическую карту недавнего прошлого. Как видно, в те тревожные времена Стивенсфорт находился на стыке НАТО, Варшавского блока в лице ГДР и ПНР с юга, да еще и нейтральной Швеции с севера. Именно здесь очень эффективно можно контролировать морские передвижения в Балтике.

Кстати, море тут суровое.


В общем, совсем не удивительно, что в начале 1950-х годов началось строительство этого объекта, а в 1953-м году он начал функционировать. Закрыли его только лишь в 2000-ом году по причине исчезновения угрозы с востока (может датчане поторопились?:), а в 2008-ом году здесь открылся музей. Начнем нашу прогулку с надземной части форта. На переднем плане реликтовый американский ракетно-зенитный комплекс (РЗК) Геркулес (1958), современник нашей Двины (1957), а на фоне вообще одна из первых систем подобного класса Аякс (1953).

А это американский ЗРК Хоук (1960).


Контейнеры не простые.

С кучей аппаратуры внутри.

Веселый "малыш":)

Маскировка для РЗК.



Танки.

Танк Леопард.



А вот, собственно, и основной экспонат - 150мм пушка с немецкого линкора "Гнайзенау" (1936). В 1942 году судно было серьезно повреждено английской авиабомбой и больше не принимало серьезного участия в боевых действиях. В 1943-1944 годах две башни с линкора были установлены в Фанё на западном побережье Дании. А уже после войны, в 1954-ом году они переехали в форт. Еще одна башня была перевезена в 1942-ом году в форт Эустротт неподалёку от норвежского Тронхейма. Более того, судя по обрывистой информации, две башни переехали на полуостров Немецкий, чтобы защищать бухту у Линахамари в Мурманской области, рядом с моей малой родиной! Сам линкор был потоплен в марте 1945 года для закрытия фарватера, потом в 1951-ом был поднят поляками и разобран на металлолом.

В общем, оружие грозное, бьёт на 22-23 км, чего достаточно чтобы достать до ближайшего побережья Швеции, то есть вся южная часть Эресуннского пролива подпадала в радиус действия орудия.

На приборах заметил надписи по-немецки. Оно и понятно почему.

Курить тут совсем вредно:)))

Подходим ко входу в форт.

Вентиляция и прожекторы.

А вот и неприметный вход.

Спускаемся.

Здесь на глубине 18-ти метров располагаются два здоровенных бункера, соединенные километровыми тоннелями. Один бункер построен в 1950е, другой более современный. Сначала посмотрим тот, что поновее.


Помню, у нас были журнальчики такого же плана:)

Суперсовременный компьютер.

Наблюдательный центр. На центральном дисплее показывались корабли, проходящие залив.

Заметил интересную деталь - каталог ГДР-овский!

Идём дальше.

Здесь солдаты отдыхали. Сурово выглядит.

Если заметили, стены покрыты простейшими формами жизни, питающимися светом редких ламп. Я даже не знаю от чего я получил больше удовольствия: от красивых тоннелей или от всего остального.

Это мы подошли к шахте под башней немецкого линкора.

Все боеприпасы хранились здесь внизу.



А наверх снаряды шли при помощи вот такого подъемника.

Вешалка:)

Тоннели становятся всё красивее и красивее. Шикарно тут.


У лампы растительности больше.

Порода тут тоже довольно интересная.

В самом низу есть тоннель, который ведет к морю. Как только зашли посмотреть - оттуда хлынула вода, еле убежали и закрыли дверь.

А это уже старый бункер.

Тут компьютеры уже 1940-1950-х годов. Может тоже немецкие?


Койки еще более суровые.

Наверху меня ждал сюрприз. Пока я шлялся по бункеру привезли истребитель F16.


Привезли по частям, а теперь собирают.



Даже пресса приехала по этому поводу. Правда с погодой не повезло - ветер был ну очень сильный.



Заснял это эпохальное событие на видео. Не каждый день увидишь как устанавливают ракету на F16.
Гугл координаты форта находятся по этой ссылке. До форта можно добраться общественным транспортом. Сначала из центра Копенгагена нужно сесть на городскую электричку (s-tog) до конечной станции Кёге (Køge). По прибытию в Кёге пройти до платформы пригородных поездов и сесть на поезд до конечной станции Рёдвиг (Rødvig). Дальше нужно прогуляться около 2 км до указанных координат. Информацию о часах работы можно узнать на сайте музея по этой ссылке.