
1. Судя по данным Википедии, на 2021 год Хабаровск это один из двух городов бывшего СССР, которые до сих пор эксплуатируют трамваи РВЗ-6 (второй город это Осинники в Кемеровской области). Трамваи данного типа производились в период с 1960 по 1987 год на Рижском вагоностроительном заводе.

2. На ходу их всего 12 штук, но визуально они встречаются достаточно часто.

3. Шикарный дизайн начала 1960-х годов.

4. Такой трамвай вмещает 39 мест для сидения. А всего в него может забраться 197 человек!

5. Как правило, внутри трамваев ремонта давно не было, что в общем то и хорошо - можно расположиться на древних сидениях.

6. Зато снаружи они раскрашены в самые разные цвета.

7. Еще один гость из далёкого прошлого.

8.

9. Этот трамвай остановился на конечной остановке у железнодорожного вокзала.

10. По одну сторону тут находится подземный переход на вокзал.

11. А по другую сторону начинается живописный Амурский бульвар. Часть путей идёт по бульвару, так что тут получается хорошее место для трамвайных фото на фоне зелени.

12. Но вернемся к вокзалу.

13. Первый деревянный вокзал был построен в 1897 году, к моменту пуска Уссурийской железной дороги.

14. В ходе гражданской войны в 1921 году вокзал сгорел. В 1926 году на его месте был построен вокзал в неорусском стиле по старому, еще дореволюционному плану, что было довольно необычно для того времени.

15. В начале 1960-х второй вокзал был разрушен и на его месте в 1966 году построили новый, уже скорее в стиле модернизма.

16. В начале 2000-х годов вокзал снова начали перестраивать и в 2007 году появилась уже его четвертая версия, снова в неорусском стиле.

17. В 1958 году на привокзальной площади установили памятник Ерофею Хабарову, в честь которого и назван город.
![]() |
![]() |
18. А теперь вернемся к трамваям на Амурском бульваре. Большинство маршрутов доходят до вокзала, так что здесь получается самая идеальная точка для наблюдения за трамваями.

19. А еще здесь в принципе приятно находиться среди деревьев, поскольку рядом не гоняют автомобили. Дело в том, что раньше на месте бульвара практически через весь центр города протекала река Чердымовка. К 1967 году река была убрана в коллектор, а освободившееся пространство не стали застраивать, а превратили в сплошной парк длиной около трёх километров от вокзала и до самого Амура.

20. Трамвай КТМ-23 от Усть-Катавского вагоностроительного завода. Выпускается с 2009 года.

21.

22. Еще несколько КТМ-23.

23.

24.

25.

26.

27. Красота!

28. Слева попался более "древний" КТМ-5М3. Такие модели выпускались с 1969 по 1992 годы.

29. А это КТМ-8, который выпускался с 1988 по 2007 годы. Не очень я люблю трамваи КТМ - выглядят они не очень привлекательно.

28. Недалеко от вокзала прямо в вагоне-ресторане располагается Ретро-кафе.

29.

30. Здесь же установлен паровоз 9П-158, выпущенный в 1947 году. Насколько я понял, в нём находится кухня ресторана.

31. Кроме этого, в районе вокзала можно найти водонапорную башню постройки 1897 года, которая сохранилась от депо Уссурийской железной дороги.

32. В северной части Хабаровска, в районе моста через реку Амур, находится железнодорожный музей. Главная его достопримечательность это оригинальная ферма моста образца 1916 года, которая была изготовлена в Варшаве, а затем в разобранном виде доставлена через Одессу во Владивосток морским путём, а затем от Владивостока до места сборки - по железной дороге.

33. Макет памятника военным строителям железной дороги 1900 года. Был открыт на привокзальной площади в 1900 году, а затем снесен в 1928 году. Эта копия была выполнена в 2014 году.

34. Здание музея располагается в уменьшенной копии вокзала ст. Вяземская, построенного в 1897 году.

35. А вот и фото вокзала на ст. Вяземская.

36. Насколько копия похожа на оригинал - судите сами.

37.

38. Ленд-лизовский паровоз Eа №3255. Выпущен в 1945 году.

39. Автомотриса СА-01, сделанная из пассажирского вагона.

К сожалению, в момент посещения музея в Хабаровске действовали ограничения, связанные с короновирусом. Ворота на территорию музея были открыты и мы успели минут пять там прогуляться в полном одиночестве, после чего нас выгнал охранник. Так что, всё сфотографировать не удалось, как и не удалось прогуляться по ферме и посмотреть с неё на Амурский мост.
40. Недалеко от музея находится знаменитая стела-ладья. Насколько я понял, её построили в 1983 году и до 1990-х она располагалась в центре города.

41. Стела вместе с Амурским мостом изображены на пятитысячной купюре. Правда из-за дождя до совсем аутентичного вида с заброшенной водонапорной башни мы не добрались.

42. К Амурском мосту удалось приблизиться во время прогулки на катере. С начала 1990-х мост начали реконструировать. К 2009 году он стал двухпутным и двухъярусным (на верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение).

43. А вот так мост выглядел до реконструкции.

44. В этом ролике я немного записал хабаровские РВЗ-6.
Посты из нашего путешествия по Дальнему Востоку в порядке посещения:
1. Хабаровск
2. Набережная Амура в Хабаровске
3. Улица Муравьёва-Амурского в Хабаровске
4. Хабаровск железнодорожный
5. Бикин
6. Уссурийск
7. Железнодорожный вокзал Владивостока
8. Архитектура Владивостока
9. Видовые точки Владивостока
10. Музеи Владивостока
11. Петропавловск-Камчатский
12. Медведи на Курильском озере