Evgeny Belyaev (ebelyaev) wrote,
Evgeny Belyaev
ebelyaev

Categories:

Витебский вокзал

English version | 读到这里
Пост посвящен самому красивому вокзалу России - Витебскому, который находится в Санкт-Петербурге.



1. Считается, что Витебский вокзал является самым первым в России. Но тут, конечно, нужно учитывать то, что нынешняя версия вокзала была построена в 1904-ом году, и является третьей. А самый первый вокзал примерно в этом месте был построен в 1837-ом году и представлял из себя одноэтажное деревянное здание. В связи с бурным ростом железнодорожных перевозок в 1853-ем году было построено уже каменное здание, после которого и появилось нынешнее.


2. Витебский вокзал был построен по проекту архитектора С. А. Бржозовского в стиле модерн. Хотя, если присмотреться, то здание также является примером так называемой "говорящей архитектуры", демонстрирующей свою сущность. В данном случае, здание напоминает паровоз: часовая башня слева это его труба паровоза, а купол это его кабина:)


3. Сначала осмотрим вокзал снаружи. Выход с вокзала со стороны станции метро "Пушкинская".


4. Фрагмент фасада с той же стороны.


5.


6. Напротив вокзала находится вестибюль станции метро "Пушкинская". Здание по своему прекрасно, но всё же заметно уступает вокзалу.


7. Часовая башня и вход в Парадный зал.


8. Вход в Парадный зал. Сейчас туда напрямую не пройти из-за требований безопасности.


9. Западная сторона фасада.


10. Памятная табличка Францу Антону фон Герстнеру, автору проекта и строителю первой в России железной дороги Царскосельской, движение по которой было открыто 30 октября 1837-го года. А справа один из цветков, которыми украшен фасад здания.


11. В честь столетия вступления России в Первую мировую войну в 2014-ом году рядом с вокзалом установили памятник "Русской Гвардии Великой войны".


12. После прохождения процедуры входного контроля попадаем в бывший багажный зал.


13. Изначально багаж на вокзале принимали как сейчас в аэропортах. Пассажир сдавал его и дальше налегке шёл или в ресторан покушать или сразу на посадку. А багаж в поезд доставлялся отдельно.


14. Лавки шикарные:) Теперь здесь находятся пригородные кассы.


15. Поворачиваем и попадаем в Парадный зал пассажиров 1-го и 2-го классов! Высота зала более 20 метров - именно он покрыт тем огромным куполом, что мы видели снаружи.


16. В центре зала установлен бюст императору Николаю I, при котором началась российская железнодорожная эра.


17. Слева виден багажный зал, через который мы вошли.


18. Сверху находится панно, на котором изображена Петропавловская крепость. Причем, панно как бы установлено на два колеса, что скорее всего символизирует вагон. А ниже под "колёсами" находятся головы Меркурия - бога торговли и путешествий.


19. Под головами видны вертикальные линии, которые, видимо, символизируют рельсы.


20. На втором панно неожиданно изображен порт Одессы. Дело в том, что первая в России Царскосельская линия с 1899-го года принадлежала Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, которое построило линию из Петербурга в Витебск.  В  конце 1903-го года, было открыто сообщение Витебск - Царское село. А уже в апреле 1904-го года начали ходит регулярные поезда Санкт-Петербург - Витебск. Собственно, поэтому, и вокзал впоследствии стал называться Витебским. В дальнейшем, предполагалось довести эту дорогу до Одессы. Именно поэтому, порт Одессы и изображен на панно (выполненное в том же 1904-ом году), хотя на тот момент существовала лишь прямая линия Санкт-Петербург - Витебск - Жлобин.  Уже в 1916-ом году была открыта линия Жлобин - Калинковичи - Овруч, которая обеспечила прямое сообщение Санкт-Петербурга с Одессой.


21. Интерьер зала просто кишит прекрасными элементами эпохи модерна, для которого характерны плавные линии и растительный орнамент. Тут он повсюду, и в прекрасном витраже, и в люстрах, и вазонах. А совсем рядом с перилами лестницы сохранилась оригинальная плитка (тоже с растительными элементами), которую за столетие не стёрли ноги многочисленных пассажиров. В общем, из Парадного зала уходить совсем не хочется.










22. После посещения Парадного зала кажется, что мало что может произвести впечатление. Однако поднявшись по лестнице и повернув направо мы оказываемся в следующем творении эпохи модерна, в Картинном зале, который служил залом ожидания для пассажиров первого класса. Зал освещают пять бронзовых люстр начала 20-го века.


23. Для того, чтобы почистить такую люстру был предусмотрен специальный подъемный механизм, с помощью которого можно было опустить/поднять люстру. На фото как раз подъёмная ручка с надписью "Сименсъ и Гальске. С.П.Б.". Это та самая компания, которая ныне известна как просто Сименс.


24. Герб упомянутой выше Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.


25. Изюминкой зала является арка в помещение бывшего ресторана для пассажиров первого класса. Арка настолько прекрасна, что её можно бесконечно разглядывать.


26. Как я понял, есть планы открыть здесь ресторан снова.


27. Над аркой находится голова девушки, косы которой плавно переходят в ветки деревьев.


28. Потолок и стены также богаты растительными орнаментами.


29. По счастливой случайности сохранились деревянные лавки (правда не из этого зала). А на стенах изображена история Царскосельской железной дороги в картинах.


30. Вот эти картины покрупнее.


31. Вместе с экскурсией можно попасть в служебные помещения вокзала, которые первоначально использовались как великокняжеские покои. Сначала попадаем в прихожую, где находятся туалеты. На фото не видно, но дверь женского туалета заметно выше, чем дверь мужского. В те времена учитывали, что дамы носят шляпы:)


32. Собственно, великокняжеские покои. Тут видно, что декор уже не совсем модерновый, а скорее выполнен в классическом стиле, чтобы великие князья себя чувствовали как дома.


33. Камин тоже выполнен в классическом стиле и заимствован из предыдущего здания вокзала. А справа видна одна из самых старых розеток в городе. Она еще дореволюционная!


34. Выходим в Световой зал. Справа, где теперь стоят дешёвого вида ларьки, находились окна с видом на платформы. Поэтому естественный свет проникал с двух сторон. Зал, с одной стороны, защищён от непогоды, а с другой стороны, позволял встречающим следить за прибытием поездов.


35. Памятную табличку Францу Антону фон Герстнеру, которую мы видели снаружи, дополняет его монумент, установленный в 2007-ом году  в честь 170 летия российский железных дорог. Довольно мило, что Франц держит макет паровоза в своих руках.


36. Правая часть зала напоминает фасад типичного петербургского дома.


37. Дверь в Картинный зал.


38.


39. Кроме фрагмента типичного питерского фасада здесь еще есть отсылка к городским каналам и пересекающих их мостам.


40. Одна из сохранившихся винтовых лестниц ведет из зала вниз в багажное отделение.


41. Спускаемся вниз. Здесь как раз хорошо видны два мостика через "каналы".


42. Красота!


43. Теперь выходим на платформы. Тут нас встречает багажный лифт!


44. Если точнее, то это "Багажная подъёмная машина". Как я понял, она вполне себе работает.


45. Дебаркадер поражает своей красотой!


46. Это, пожалуй, самая "нетронутая", а значит самая красивая платформа. Пришлось подождать, прежде чем здесь закончилась очередная фотосессия:)


47. Вокруг сплошные няшные заклёпки и вот такие цветы.


48. Идём по первой, самой красивой, платформе наружу.


49. Красота!


50. Витебский вокзал посещает сравнительно немного людей. Сложно представить себе другое место в городе, где можно бесплатно и спокойно насладиться шикарной архитектурой, интерьерами, да еще и железнодорожной техникой.


51. Переходим на соседнюю платформу. Насколько я понял, на ней находится помещение, куда раньше доставляли багаж (по тоннелю, который шёл ниже).


52. Помещение, видимо, не используется. Сюда бы подошла какая-нибудь модная кофейня. Видел такие на вокзале Копенгагена, где можно взять кофе и булочку прямо на платформе в похожем ларьке.


53. На платформах всего одна электричка и поезд до Бреста.


54. Электричка.


55. Я застал вокзал в самый снежный период питерской зимы.


56. Уборка идёт полным ходом.


57. Поезд до Бреста изящно повёрнут - вокзал уже далеко.


58. Раньше так далеко я не заходил. В этот раз пошёл до конца и был награждён появлением симпатичного домика Центрального поста.


59. Пост был построен в 1904-ом году, тоже в стиле модерн.


60. Недавно пост прошёл реконструкцию и теперь радует нас своим жёлтым цветом.


61. Трактор чистит платформы.


62. Дошёл до края платформ.


63. На обратном пути заметил Царский павильон, который построен отдельно.


64. Оказывается, члены царской семьи могли не появляться на вокзале - для них было предусмотрено специальное здание.


65. Сверху видна огромная корона.


66. Дверь охраняют два дракона.


67. И сурового вида лица. Внутрь пока вход запрещен.


68. Возвращаемся на вокзал. Это бывший зал ожидания для пассажиров третьего класса.


69. Он отделан не так шикарно как другие помещения, но тут видно, что и для простых людей постарались.


70. Здесь опять можно заметить элементы "говорящей архитектуры" - помещение явно напоминает вагон.


71.


72. Из зала ожидания можно попасть в симпатичный буфет.


73. Вид из буфета на зал ожидания.


74. С экскурсией можно также попасть и на чердак вокзала. Но, к сожалению, выход на крышу не был предусмотрен.


Приходите на Витебский!
Tags: Паровозы, Санкт-Петербург
Subscribe

Posts from This Journal “Санкт-Петербург” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments