?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Витебский вокзал

English version | 读到这里
Пост посвящен самому красивому вокзалу России - Витебскому, который находится в Санкт-Петербурге.



1. Считается, что Витебский вокзал является самым первым в России. Но тут, конечно, нужно учитывать то, что нынешняя версия вокзала была построена в 1904-ом году, и является третьей. А самый первый вокзал примерно в этом месте был построен в 1837-ом году и представлял из себя одноэтажное деревянное здание. В связи с бурным ростом железнодорожных перевозок в 1853-ем году было построено уже каменное здание, после которого и появилось нынешнее.


2. Витебский вокзал был построен по проекту архитектора С. А. Бржозовского в стиле модерн. Хотя, если присмотреться, то здание также является примером так называемой "говорящей архитектуры", демонстрирующей свою сущность. В данном случае, здание напоминает паровоз: часовая башня слева это его труба паровоза, а купол это его кабина:)


3. Сначала осмотрим вокзал снаружи. Выход с вокзала со стороны станции метро "Пушкинская".


4. Фрагмент фасада с той же стороны.


5.


6. Напротив вокзала находится вестибюль станции метро "Пушкинская". Здание по своему прекрасно, но всё же заметно уступает вокзалу.


7. Часовая башня и вход в Парадный зал.


8. Вход в Парадный зал. Сейчас туда напрямую не пройти из-за требований безопасности.


9. Западная сторона фасада.


10. Памятная табличка Францу Антону фон Герстнеру, автору проекта и строителю первой в России железной дороги Царскосельской, движение по которой было открыто 30 октября 1837-го года. А справа один из цветков, которыми украшен фасад здания.


11. В честь столетия вступления России в Первую мировую войну в 2014-ом году рядом с вокзалом установили памятник "Русской Гвардии Великой войны".


12. После прохождения процедуры входного контроля попадаем в бывший багажный зал.


13. Изначально багаж на вокзале принимали как сейчас в аэропортах. Пассажир сдавал его и дальше налегке шёл или в ресторан покушать или сразу на посадку. А багаж в поезд доставлялся отдельно.


14. Лавки шикарные:) Теперь здесь находятся пригородные кассы.


15. Поворачиваем и попадаем в Парадный зал пассажиров 1-го и 2-го классов! Высота зала более 20 метров - именно он покрыт тем огромным куполом, что мы видели снаружи.


16. В центре зала установлен бюст императору Николаю I, при котором началась российская железнодорожная эра.


17. Слева виден багажный зал, через который мы вошли.


18. Сверху находится панно, на котором изображена Петропавловская крепость. Причем, панно как бы установлено на два колеса, что скорее всего символизирует вагон. А ниже под "колёсами" находятся головы Меркурия - бога торговли и путешествий.


19. Под головами видны вертикальные линии, которые, видимо, символизируют рельсы.


20. На втором панно неожиданно изображен порт Одессы. Дело в том, что первая в России Царскосельская линия с 1899-го года принадлежала Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, которое построило линию из Петербурга в Витебск.  В  конце 1903-го года, было открыто сообщение Витебск - Царское село. А уже в апреле 1904-го года начали ходит регулярные поезда Санкт-Петербург - Витебск. Собственно, поэтому, и вокзал впоследствии стал называться Витебским. В дальнейшем, предполагалось довести эту дорогу до Одессы. Именно поэтому, порт Одессы и изображен на панно (выполненное в том же 1904-ом году), хотя на тот момент существовала лишь прямая линия Санкт-Петербург - Витебск - Жлобин.  Уже в 1916-ом году была открыта линия Жлобин - Калинковичи - Овруч, которая обеспечила прямое сообщение Санкт-Петербурга с Одессой.


21. Интерьер зала просто кишит прекрасными элементами эпохи модерна, для которого характерны плавные линии и растительный орнамент. Тут он повсюду, и в прекрасном витраже, и в люстрах, и вазонах. А совсем рядом с перилами лестницы сохранилась оригинальная плитка (тоже с растительными элементами), которую за столетие не стёрли ноги многочисленных пассажиров. В общем, из Парадного зала уходить совсем не хочется.










22. После посещения Парадного зала кажется, что мало что может произвести впечатление. Однако поднявшись по лестнице и повернув направо мы оказываемся в следующем творении эпохи модерна, в Картинном зале, который служил залом ожидания для пассажиров первого класса. Зал освещают пять бронзовых люстр начала 20-го века.


23. Для того, чтобы почистить такую люстру был предусмотрен специальный подъемный механизм, с помощью которого можно было опустить/поднять люстру. На фото как раз подъёмная ручка с надписью "Сименсъ и Гальске. С.П.Б.". Это та самая компания, которая ныне известна как просто Сименс.


24. Герб упомянутой выше Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.


25. Изюминкой зала является арка в помещение бывшего ресторана для пассажиров первого класса. Арка настолько прекрасна, что её можно бесконечно разглядывать.


26. Как я понял, есть планы открыть здесь ресторан снова.


27. Над аркой находится голова девушки, косы которой плавно переходят в ветки деревьев.


28. Потолок и стены также богаты растительными орнаментами.


29. По счастливой случайности сохранились деревянные лавки (правда не из этого зала). А на стенах изображена история Царскосельской железной дороги в картинах.


30. Вот эти картины покрупнее.


31. Вместе с экскурсией можно попасть в служебные помещения вокзала, которые первоначально использовались как великокняжеские покои. Сначала попадаем в прихожую, где находятся туалеты. На фото не видно, но дверь женского туалета заметно выше, чем дверь мужского. В те времена учитывали, что дамы носят шляпы:)


32. Собственно, великокняжеские покои. Тут видно, что декор уже не совсем модерновый, а скорее выполнен в классическом стиле, чтобы великие князья себя чувствовали как дома.


33. Камин тоже выполнен в классическом стиле и заимствован из предыдущего здания вокзала. А справа видна одна из самых старых розеток в городе. Она еще дореволюционная!


34. Выходим в Световой зал. Справа, где теперь стоят дешёвого вида ларьки, находились окна с видом на платформы. Поэтому естественный свет проникал с двух сторон. Зал, с одной стороны, защищён от непогоды, а с другой стороны, позволял встречающим следить за прибытием поездов.


35. Памятную табличку Францу Антону фон Герстнеру, которую мы видели снаружи, дополняет его монумент, установленный в 2007-ом году  в честь 170 летия российский железных дорог. Довольно мило, что Франц держит макет паровоза в своих руках.


36. Правая часть зала напоминает фасад типичного петербургского дома.


37. Дверь в Картинный зал.


38.


39. Кроме фрагмента типичного питерского фасада здесь еще есть отсылка к городским каналам и пересекающих их мостам.


40. Одна из сохранившихся винтовых лестниц ведет из зала вниз в багажное отделение.


41. Спускаемся вниз. Здесь как раз хорошо видны два мостика через "каналы".


42. Красота!


43. Теперь выходим на платформы. Тут нас встречает багажный лифт!


44. Если точнее, то это "Багажная подъёмная машина". Как я понял, она вполне себе работает.


45. Дебаркадер поражает своей красотой!


46. Это, пожалуй, самая "нетронутая", а значит самая красивая платформа. Пришлось подождать, прежде чем здесь закончилась очередная фотосессия:)


47. Вокруг сплошные няшные заклёпки и вот такие цветы.


48. Идём по первой, самой красивой, платформе наружу.


49. Красота!


50. Витебский вокзал посещает сравнительно немного людей. Сложно представить себе другое место в городе, где можно бесплатно и спокойно насладиться шикарной архитектурой, интерьерами, да еще и железнодорожной техникой.


51. Переходим на соседнюю платформу. Насколько я понял, на ней находится помещение, куда раньше доставляли багаж (по тоннелю, который шёл ниже).


52. Помещение, видимо, не используется. Сюда бы подошла какая-нибудь модная кофейня. Видел такие на вокзале Копенгагена, где можно взять кофе и булочку прямо на платформе в похожем ларьке.


53. На платформах всего одна электричка и поезд до Бреста.


54. Электричка.


55. Я застал вокзал в самый снежный период питерской зимы.


56. Уборка идёт полным ходом.


57. Поезд до Бреста изящно повёрнут - вокзал уже далеко.


58. Раньше так далеко я не заходил. В этот раз пошёл до конца и был награждён появлением симпатичного домика Центрального поста.


59. Пост был построен в 1904-ом году, тоже в стиле модерн.


60. Недавно пост прошёл реконструкцию и теперь радует нас своим жёлтым цветом.


61. Трактор чистит платформы.


62. Дошёл до края платформ.


63. На обратном пути заметил Царский павильон, который построен отдельно.


64. Оказывается, члены царской семьи могли не появляться на вокзале - для них было предусмотрено специальное здание.


65. Сверху видна огромная корона.


66. Дверь охраняют два дракона.


67. И сурового вида лица. Внутрь пока вход запрещен.


68. Возвращаемся на вокзал. Это бывший зал ожидания для пассажиров третьего класса.


69. Он отделан не так шикарно как другие помещения, но тут видно, что и для простых людей постарались.


70. Здесь опять можно заметить элементы "говорящей архитектуры" - помещение явно напоминает вагон.


71.


72. Из зала ожидания можно попасть в симпатичный буфет.


73. Вид из буфета на зал ожидания.


74. С экскурсией можно также попасть и на чердак вокзала. Но, к сожалению, выход на крышу не был предусмотрен.


Приходите на Витебский!

Posts from This Journal by “Санкт-Петербург” Tag

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
schelkunov
Feb. 28th, 2019 07:06 pm (UTC)
Вокзал шикарный, очень атмосферный, и особенно приятно, что назван в честь родного города (или дороги в него).

"Дело в том, что первая в России Царскосельская линия принадлежала Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, которое сначала соединило Петербург и Витебск. Собственно, поэтому, и вокзал впоследствии стал называться Витебским. Однако, уже в 19-ом веке линия дошла до порта Одессы. "

Линия до Витебска построена в 1904, от Витебска до Жлобина чуть раньше в 1902, а вот от Жлобина на Украину уже в 1915 пошла. В Одессу, да, жд пришла в 19 веке, но это другая линия. И, вроде бы, она не относилась к М-В-Р дороге. Так что, с первого взгляда, не совсем понятно... Там точно Одесса?
schelkunov
Feb. 28th, 2019 07:11 pm (UTC)
"Наверху, у карниза, в июне 1904 года помещены два живописных панно (по семь аршин ширины каждое) с видами Петропавловской крепости и Одесского порта, (как крайнего пункта, до которого впоследствии предполагалось довести эту дорогу). Авторы панно — художники В.И. Быстренин и С.И. Дудин13."
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/sankt-peterburg-vitebskii-carskoselskii-vokzal.html

А, теперь понятно.
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 07:16 pm (UTC)
Ага, я тоже удивился, когда сказали, что это Одесса:)
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 07:14 pm (UTC)
Да, точно Одесса. Нам об этом рассказал экскурсовод, да и в сети та же информация.
schelkunov
Feb. 28th, 2019 07:17 pm (UTC)
Я там ещё один коммент написал, он в подозрительные ушёл. Да, Одесса. Она была в планах тогда.
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 07:18 pm (UTC)
Ага, я увидел. Видимо, стал подозрительным из-за ссылки.
ebelyaev
Mar. 1st, 2019 09:50 am (UTC)
Спасибо, я вчера не точно написал про дорогу до Одессы. Исправил.
kirill_moiseev
Feb. 28th, 2019 07:49 pm (UTC)

Потрясающе просто ! Абсолютно ничего лишнего в интерьерах в отличие от московских «собратьев». (Под лишним имею в виду отсутствие арки вывесок, портящих интерьер ).

Спасибо !

ebelyaev
Feb. 28th, 2019 07:56 pm (UTC)
Спасибо! Абсолютно точно это одно из лучших мест Петербурга.
nord_ursus
Feb. 28th, 2019 08:57 pm (UTC)
Мой любимый вокзал. В своё время (в детстве то есть) оказавший на меня немаленькое влияние в плане любви к железным дорогам и путешествиям — благодаря ежегодным поездкам между Питером и Минском. Собственно, в последний раз на данный момент я был там 30 января, когда вернулся из Минска на том самом брестском поезде :) Кстати, странно, что поезда то заходят под дебаркадер до конца, то нет. Даже не знаю, с чем это связано
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 09:02 pm (UTC)
Мне кажется, это самое душевное место в городе:) Может быть когда поезд просто стоит без пассажиров, то его отгоняют подальше? Я из Бреста в Минск брал самый медленный ночной поезд, чтобы за отель не платить:)
nord_ursus
Feb. 28th, 2019 09:24 pm (UTC)
Нет, он именно прибывает так. Иногда полностью до тупика заходит, а иногда только до начала дебаркадера. Не очень понятно, почему так.
А я в Бресте только один раз был — прошлым летом. Ехал напрямую этим поездом от Питера до Бреста, потом в Бресте ночевал в хостеле, а на следующий день добирался на перекладных до своей дачи под Минском, которая как раз на Брестском направлении :)
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 09:31 pm (UTC)
Я тоже как-то ночевал в Бресте в хостеле. Но у меня все койки были пустыми - спал один по-царски:)))
o_l_g_a_r_i
Feb. 28th, 2019 09:43 pm (UTC)
Какой красивый вокзал!
"После прохождения процедуры входного контроля" - молодцы какие, а у нас ждут пока грохнет(((...

Заметила что и билетные кассы местами работают - сейчас это большая редкость...
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 09:49 pm (UTC)
Соглсаен, настоящий шедевр эпохи модерна!
Эти меры безопасности не факт что работают. Если захотят грохнуть, то сделают это прямо у очереди на прохождение конроля (так уже было). В России билетные кассы пока еще не исчезли. Хотя, билет можно легко купить в автомате или онлайн.
o_l_g_a_r_i
Feb. 28th, 2019 10:02 pm (UTC)
Думаю все-таки лучше взрыв на улице, чем в здании, которое может еще и обвалиться(...

Хорошо что не исчезли, особенно для иностранцев хорошо - мы часто стали сталкиваться в поездках что спросить не у кого - только автом. кассы на вокзалах. А в автомате можно купить, а спросить - нельзя! А иногда нужно что-то уточнить о поездке).
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 10:07 pm (UTC)
Да, в Копенгагене помню решил спонтанно сутра поехать в Любек. Оказалось, что билет в автомате не продаётся - только в кассе, а касса открывается после отправления поезда:)) В поезде можно купить билет, но только за наличные, карты Visa не принимаются:))
o_l_g_a_r_i
Feb. 28th, 2019 10:14 pm (UTC)
Ого! А почему в автомате-то нельзя было купить???
ebelyaev
Feb. 28th, 2019 10:18 pm (UTC)
А просто нет такого варианта в меню. Там даже чтобы в Швецию то поехать нужно найти шведский автомат от SJ:))) А в Германию и подавно, отдельного автомата нет. Почему-то за столько десятилетий существования маршрута до Гамбурга проблема не решена:)
o_l_g_a_r_i
Mar. 1st, 2019 07:17 pm (UTC)
Наверное не хотят чтобы народ туда ездил))).
technolirik
Feb. 28th, 2019 11:45 pm (UTC)
Потрясающее место. Почему я раньше об нем ничего не знал? И очень радует сохранность деталей. Это действительно архитектурный шедевр эпохи модерн. Записал в список того, что обязательно нужно посетить в будущем. Спасибо за детальный рассказ.
ebelyaev
Mar. 1st, 2019 05:46 am (UTC)
Конечно, посетите как будет возможность. Оно того стоит.
ladyrock_kc
Mar. 4th, 2019 12:06 pm (UTC)
совсем недавно была там на экскурсии, спасибо за ваш пост - прямо как будто повторила :) ну и кое-что экскурсия не показывала..
ebelyaev
Mar. 4th, 2019 12:10 pm (UTC)
Спасибо! Я, собственно, тоже ходил на экскурсию не так давно. По мотивам и написал пост:)
ladyrock_kc
Mar. 4th, 2019 01:02 pm (UTC)
можно сделаю репост на мою страничку? :)

Edited at 2019-03-04 01:02 pm (UTC)
ebelyaev
Mar. 4th, 2019 01:04 pm (UTC)
Конечно, делайте.
elena_roza
Mar. 21st, 2019 10:44 pm (UTC)
На этот вокзал я приезжаю к моей дочери, которая живет в Питере!
ebelyaev
Mar. 22nd, 2019 05:50 am (UTC)
Красивее места для встреч и не придумаешь:)
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars